Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Село Усолье основано, видимо, в 50-х гг. XVI в., ког¬да возле легендарного Караульного бугра купцы Стро¬гановы организовали вываривание соли из воды соля¬ных ключей. От названия производства (воду «усаливали» до появления кристаллов) происходит и наимено¬вание села. Так у ныне затопленного подножья скалы Белый Камень, которая видна в восточном направлении из нынешнего с Усолье, возник укрепленный городок —«крепосца». Фортификация городка, видимо, была прочной. Пос¬ле военной неудачи Степана Разина под Симбирском один из его разрозненных отрядов при поддержке жи¬телей Усолья оказал здесь упорное сопротивление цар¬ским войскам. В первой половине XVIII в. Усольский городок утра¬тил свое былое военное значение. Промышленная добы¬ча соли прекратилась, а угроза затопления села водами Волги вынудила жителей в После Строгановых Усольем владели купец Све-тешников, монахи Саввино-Сторожевого монастыря, любимец Петра I князь Меньшиков, удельное ведом¬ство и, наконец, братья графы Орловы и их наследники Орловы-Давыдовы. Последние по милости Екатери¬ны II почти 150 лет (1768—1917) владели землями этой удаленной от столицы богатой вотчины, раскинувшей¬ся почти по всей Самарской Луке. В начале XIX в. безраздельным владельцем вотчины (300 000 десятин земли, более 26 000 крепостных крестьян) стал единственный оставшийся в живых из пяти братьев Орловых — младший, Владимир Григорье¬вич. Вотчинная контора располагалась в с. Усолье. Летом После пожара было приказано господские здания построить «безопасными», то есть несгораемыми — камен¬ными. «Желаю иметь строение прочное, удобное для намерения, для которого строится, а наружность была бы простая и приличная, но не затейливая»,— распо¬рядился граф В. Г. Орлов. Проектировали здания усадьбы крепостные архитек¬торы графа Орлова X. И. Сахаров и А. Цуканов при консультации известного московского архитектора Д. И. Жилярди. Усадьба в Усолье сохранилась до на¬ших дней, в ней располагается Усольский сельскохо¬зяйственный техникум, которому около шестидесяти лет. Строительство началось летом 1814 года. Однако его руководитель X. И. Сахаров вскоре умер (1815). Отсут¬ствие квалифицированного технического руководства строительством еще более тяжелым бременем легло на крепостных крестьян. Заботясь о должном качестве строительных работ, особенно каменных, граф приказал городецкому бур¬мистру (управителю) своей нижегородской вотчины отправить «в свое время в Усолье... каменщиков для ра¬бот господских на щет мирской. Сии каменщики были бы хорошие мастера, которые могли бы без архитекто¬ра производить работу по плану и фасаду». Прислан¬ную из Городца артель возглавил крепостной Степан Коптев, видимо, большой мастер каменных дел. Несмот¬ря на отсутствие архитектора, построенные здания от¬личаются технической добротностью, геометрической правильностью и высоким качеством вытесанных из камня архитектурных обломов. Каменщики-крепостные умели не только добротно строить. Они столь же хорошо знали требования своего времени. Это была пора общенационального расцвета зодчества русского классицизма. Архитектура Усоль-ской усадьбы отражает его влияние. По планировочному расположению зданий усадьба представляет форму вытянутого с севера на юг каре. С восточной стороны стоят трехэтажный корпус кон¬торы и фланкирующие ему жилые двухэтажные флиге¬ли (владельца и управляющего), с западной — материаль¬ные склады, а с севера и юга — ткацкая, столярная, кузнечная и слесарная мастерские. Планировочная структура всего комплекса зданий строго симметрична. По основной оси композиции, с за¬пада на восток, расположились: главный въезд с двумя монументальными «караулками», затем — парадный двор, здание конторы, а за ним — парк. Это была типич¬ная планировка помещичьей усадьбы рубежа XVIII и XIX вв. Архитектура усадьбы наиболее убедительно пред¬ставлена зданием конторы. Композиционный центр его подчеркнут возвышающимся третьим этажом — мезони¬ном с мансардной крышей, увенчанной красивой балюстрадой с видовой площадкой и башенкой. Парковый и дворовый фасады здания по вертикали расчленены выс¬тупами средней части стены, а по горизонтали — пояс¬ками над рустованным первым этажом и над окнами второго. Эти композиционные членения с соблюдением классических пропорций — правил «золотого сечения», в сочетании с четким ритмом оконных форм, мягкой пластикой стен, тонкой прорисовкой деталей и профиля венчающего карниза, придают зданию впечатляющую архитектурно-художественную выразительность. Компактная собранность всех зданий, тактичность и скромность их композиционных и пластических средств, а также пропорциональная изысканность и убедитель¬ная масштабность ансамбля усадьбы — результат твор¬чества больших мастеров зодчества. Это в равной степе¬ни относится и к авторам проекта, и к строителям — крепостным крестьянам, каменщикам из Городца. После смерти В. Г. Орлова (1831) вотчину разделили наследники: старшая дочь, по мужу Е. В. Новосильцева, и внук В. П. Давыдов (сын младшей дочери Натальи). Усолье досталось внуку., Новый владелец решил превратить Усолье в свою лет¬нюю резиденцию. В связи с этим был значительно расши¬рен графский флигель за счет застройки разрывов к зда¬нию конторы и столярной мастерской. Над углом мастерской надстроили второй этаж под библиотеку. Со стороны парка к флигелю была пристроена в два этажа открытая веранда на чугунных колоннах, украшенных тонким, изящным чугунным литьем. Здесь же, на тимпа¬не фронтона, водружен фамильный герб, который сохра¬нился до наших дней. Над коньком фронтона стоял флаг¬шток с флагом, означавшим, что владелец удостоил своим посещением усадьбу. В 1837—1838 гг. под руководством специально при¬сланного садовника, некоего иностранца Помре, перед восточным фасадом господской усадьбы был заложен замечательный ландшафтный парк. Для него специально подбирали породы деревьев и кустарников из жигулев¬ских лесов. Парк и в наши дни не утратил былой при¬влекательности, как произведение садово-паркового ис¬кусства. В начале 40-х гг. (до В начале 60-х гг. граф В. П. Орлов-Давыдов решил по¬строить ряд капитальных помещений для овец, рогатого скота, лошадей (1860—1870). В этот же период (1864) по¬строен дом для служащих, он имеет оригинальную ком¬позицию готических форм главного фасада. Хозяйственного назначения здания, очевидно, строи¬лись по проектным предложениям известного петербург¬ского архитектора Р. А. Гедике. О его деятельности в Усолье написано в дневниках Орлова-Давыдова, упоми¬нается он и в других документах. Хозяйственные здания весьма качественны в техни¬ческом отношении и привлекательны своей архитекту¬рой, особенно конюшня и две большие овчарни. В 1867—1869 гг. жилые помещения усадьбы подвер¬глись значительной переделке с полной заменой дверей, окон, полов, отделки стен. Контору из трехэтажного корпуса перевели в другой дом, а освободившиеся ком¬наты включили в жилье господской части усадьбы. Все помещения были заново меблированы и украшены доро¬гими картинами, мраморными и бронзовыми изделиями, старинным оружием. Часть этих атрибутов можно уви¬деть в музеях Куйбышева и Сызрани. Из всех памятников архитектуры Куйбышевской области Усольская усадьба, безусловно, занимает пер¬вое место. Здесь наглядно представлены не только строительная техника и зодчество своей эпохи, но и со¬циальная жизнь, быт и нравы людей крепостного вре¬мени. Памятники архитектуры с. Усолье — это мате¬риальный пласт истории и культуры народа. Источник : Памятники истории и культуры Куйбышевской области. Куйбышев, 1984 Источник: http://samaramapsmu.ucoz.com/index/0-41 | |
Просмотров: 2989 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||