Богородицкие родники на горе Шихан
Гора Шихан расположена недалеко от эрзянского села Большая Йога
(Большая Ёга) на юге Похвистневского района, основанного в 1755 году.
Тогда из Пензенского воеводства сразу целое эрзянское село Йога было
переселено на границу — на реку Кинель. Шихан зарос густым лесом
(по-эрзянски Шихан и значит: лес-гора). Где-то в лесу на горе, по
слухам, можно найти остатки каменных строений — местные жители говорят,
что там или Степан Разин укрывался (в тех местах он, впрочем, не бывал),
или стояла какая-то татарская крепость. В XIX веке на горе прятались
разбойники, а в 40-х годах прошлого века — дезертиры.
На самой вершине бьют несколько маленьких ключей, и они
образовали во впадине небольшое озеро. Это озеро всегда чтили как
святыню, как особое, чудесной силой обладающее место. Как-то это озеро
связывают сейчас с именем Богородицы, но почему — никто не знает толком.
Еще на памяти стариков из Большой Йоги, как в 1910—20-е годы
каждый год по нескольку раз на Шихан устраивались крестные ходы.
Особенно усердно ходили молиться в засуху: на Шихан-озеро дождя у
Богородицы просить. В засуху собирались всем селом; с иконами, с
хоругвями, во главе со священником обходили поля, и всем крестным ходом
поднимались на Шихан. Там служили молебен. Потом спускались с горы и еще
один молебен служили в лесу под горой, на старом кладбище, где можно
было заметить холмики, заросшие и сгнившие кресты от могил.
Устраивали на Шихан крестные ходы и из соседних сел, сплошь
населенных мордвой-эрзей — из Красных Ключей, Большого и Малого Толкаев,
из Среднего Аверкина, из Чекалинки.
Последним хранителем был богомольный мужик Николай Аверьянович
Худяев (по прозвищу дядя Кокша). Он в 1960-х годах обновил камень или
даже поставил новый. Жители Йоги каждый год прочищали родники и озерцо, и
потому вода там всегда была особенно чистой. Последним, уже в одиночку,
озеро чистил Николай Худяев. После его смерти в начале 1970-х годов,
озеро чистить перестали, а молиться туда некоторое время ходили одни
старухи. В начале 1980-х годов озеро совсем заросло.
Месторасположение: Самарская обл., Похвистневский р-н, с. Большая Йога.
Ключи у Царева Кургана
Ключи текут из щебня на берегу пруда: с противоположного от
Христорождественской церкви склона кургана. Это старинная забытая
святыня. Местные жители ничего не могут сказать о происхождении
родничков, но знают точно, что вода из них целебная. Один из родничков
считается холодным, другой теплым, хотя вода из них одинаково холодна и
расположены они в нескольких сантиметрах друг от друга. Помогает вода
при суставных болезнях. Воду из этих родничков многие набирают впрок, и
говорят, что она не портится по полгода и больше.
Месторасположение: Самарская обл., Красноярский р-н, пос. Волжский.
Казанско-Богородицкий источник в с. Съезжем
Этот источник — самый знаменитый из всех почитаемых источников на
территории Самарской области. К нему 21 июля, в день празднования в
честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, до сих пор собираются сотни
паломников, даже издалека (уже много лет к озерцу в Съезжее приезжают
паломники из Москвы, из Риги, с Кавказа. Есть почитатели озера, которые
ежегодно едут в Съезжее поклониться Казанской иконе Богоматери целыми
семьями).
Съезжее — старинное село мордва-эрзя, переселившихся в первой
половине XVIII века из-под Пензы, но Богородицкое озерцо стало местом
поклонения сравнительно недавно.
В январе 1958 года работница свинофермы Зоя в четыре часа утра
спускалась к проруби в безымянном тогда озерце набрать воды и вдруг
увидела над озером в воздухе сияющий, чуть затуманенный Казанский образ
Божией Матери. Богородица смотрела прямо в глаза Зое. Свинарка побежала
по селу и с криком стучала в ворота — вскоре на берегу озера собралась
толпа людей, но чудесный образ уже исчез. В последующие дни несколько
человек снова видели над водой образ Богородицы. С этого времени у озера
начались молебны в празднование иконы Пресвятой Богородицы.
В 1959—1963-х годах у озера происходили особенно жаркие
столкновения с властями: собирались толпы верующих в несколько тысяч
человек. В Съезжем несколько женщин были арестованы. Два раза, в 1959 и
1960 годах, толпа бунтовала, когда милиция пыталась схватить какого-то
седобородого проповедника и женщину в черном платье, торгующую иконами.
Власти пытались уничтожить озеро: сначала в него стали сливать отходы
свинофермы, а потом (в 1962 или 1963 году) травили озерную воду
дизельным топливом, заливали туда бидонами карболку, из-за чего в селе
дохла скотина, которую поили озерной водой.
Сейчас озеро в Съезжем по-прежнему славится, и в Богородицын день
к нему съезжаются люди. Говорят, что вода из этого озера особенно
помогает параличным, если они все время молят Божию Матерь об исцелении.
Месторасположение: Самарская обл., Богатовский р-н, с. Съезжее.
Никольский родник
Знаменский Никольский родник — одно из самых известных святых
мест в Самарской области. К нему на Николу летнего, 22 мая, съезжаются в
последние годы сотни верующих помолиться святому Николаю Чудотворцу.
Ключ бьет из-под корней и образует небольшой ручей-водопад. В начале
века к роднику съезжались молиться на летнего Николу со всех поволжских
губерний.
Продолжали собираться у родничка и в 50—60-е годы прошлого века.
Власти всеми силами пытались прекратить моления. Преследования
закончились лишь весной 1990 года. Тогда по распоряжению сельсовета
родник расчистили, восстановили сруб, устроили скамейку и столик.
Прежнюю большую часовню во имя святого Николая разрушили в 1931 году.
Месторасположение: Самарская обл., с. Знаменка.
Никольский родник
В последние годы Мухановский родник во имя святителя Николая
собирает на летнего Николу множество паломников, к нему приезжают
издалека. Муханово — старинная усадьба известного дворянского рода
Мухановых.
Месторасположение: Самарская обл., Кинель-Черкасский р-н, с. Муханово. |