Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ЧУДОТВОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ САМАРСКОЙ ЕПАРХИИ 2.

Родники, источники, святая вода

Казанско-Богородицкий родник на горе Варга

Лесная гора Варга стоит в глухих местах — на стыке Шенталинского и Челно-Вершинского районов, в нескольких километрах от старинного мордовского села Токмакла. Ближайшие к горе селения — почти пустые ныне деревни Калиновка и Волчья. Сильный холодный ключ бьет на вершине горы, из чащи — а по склону по неглубокому руслецу течет родниковый ручей, вода которого обладает целебной силой. Этот источник посвящен Казанской иконе Богородицы.

Kazanskij-Kafedralnyj-Sobor-(1872)2

В начале 1870-х годов токмаклинские бабы, собиравшие ягоду, нашли прямо в воде на дне ручья икону Пресвятой Богородицы, во граде Казани явленную. Бабы сочли икону потерянной кем-то и продали ее местной помещице из деревни Волчья, престарелой вдове генерал-майора госпоже Мезенцевой — помещица была известна своей набожностью. Вскоре ей было открыто во сне, что икона Божией Матери, найденная в роднике, — нерукотворная, а сам родник находится под особым покровительством Пресвятой Богородицы, и вода его способна исцелять. В ближайшее празднование в честь Казанской иконы Божией Матери по просьбе генеральши причт из Токмаклы совершил у родника на горе молебен, а потом помещица построила у ручья небольшую часовню, в которую и поместила найденную икону. _

По не ясной пока причине слава Варгинского родника с новой силой возродилась в 1948—1949 годах: по северу Куйбышевской области и по Татарской АССР пошли слухи о множестве чудесных исцелений, и у родника стали ежегодно собираться на праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы верующие.

С начала 1950-х годов источник на Варге стал особенно известен: к нему приезжали за целебной водой и помощью Пресвятой Богородицы больные даже из Ульяновской и Нижегородской областей — а эти области весьма богаты чудотворными родниками. В праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы у Варги собиралось до тысячи верующих, и ежегодно 21 июля к Варге высылали сильные наряды милиции, которые пытались перекрыть лесные дорожки и просеки, а из райцентров на автобусах везли активистов для атеистической пропаганды. В 50-е годы у источника очень часто случались чудесные исцеления, о которых рассказывали по всему Поволжью. О чудесах на горе Варга ходило еще в 1970-е годы несколько рукописных повестей — от прихода к приходу. К началу 1980-х годов слава Богородицкого родника на Варге несколько приутихла, и сейчас этот источник снова посещается в основном старушками и стариками из ближайших мордовских сел.

Никольский родник в Каменной Чаше

Kazanskij-Kafedralnyj-Sobor-(1872)3

Сильный студеный ключ в Жигулях, в урочище Каменная Чаша, давно и очень широко известен. Этот объект внесен в туристические справочники еще с 1930-х годов как одна из главных достопримечательностей Жигулевского заповедника. Каждое лето этот родник в горах, недалеко от поселка Солнечная Поляна, посещают десятки тысяч туристов, и потому сейчас родник и все урочище находятся в довольно плачевном состоянии. От Солнечной Поляны к роднику идет исхоженная тропинка, а сам родник заключен в трубу.

Но еще раньше, с давних времен, этот родник считали чудотворным — он находится под покровительством святого Николая Угодника. Хранительницами родника считаются читалки-богомолки села Ширяево, одного из старейших русских сел Самарской земли (в летописях известного с XVI века под названием Ширяев Буерак).


Богородицкие родники на горе Шихан

Гора Шихан расположена недалеко от эрзянского села Большая Йога (Большая Ёга) на юге Похвистневского района, основанного в 1755 году. Тогда из Пензенского воеводства сразу целое эрзянское село Йога было переселено на границу — на реку Кинель. Шихан зарос густым лесом (по-эрзянски Шихан и значит: лес-гора). Где-то в лесу на горе, по слухам, можно найти остатки каменных строений — местные жители говорят, что там или Степан Разин укрывался (в тех местах он, впрочем, не бывал), или стояла какая-то татарская крепость. В XIX веке на горе прятались разбойники, а в 40-х годах прошлого века — дезертиры.

На самой вершине бьют несколько маленьких ключей, и они образовали во впадине небольшое озеро. Это озеро всегда чтили как святыню, как особое, чудесной силой обладающее место. Как-то это озеро связывают сейчас с именем Богородицы, но почему — никто не знает толком.

Еще на памяти стариков из Большой Йоги, как в 1910—20-е годы каждый год по нескольку раз на Шихан устраивались крестные ходы. Особенно усердно ходили молиться в засуху: на Шихан-озеро дождя у Богородицы просить. В засуху собирались всем селом; с иконами, с хоругвями, во главе со священником обходили поля, и всем крестным ходом поднимались на Шихан. Там служили молебен. Потом спускались с горы и еще один молебен служили в лесу под горой, на старом кладбище, где можно было заметить холмики, заросшие и сгнившие кресты от могил.

Устраивали на Шихан крестные ходы и из соседних сел, сплошь населенных мордвой-эрзей — из Красных Ключей, Большого и Малого Толкаев, из Среднего Аверкина, из Чекалинки.

Последним хранителем был богомольный мужик Николай Аверьянович Худяев (по прозвищу дядя Кокша). Он в 1960-х годах обновил камень или даже поставил новый. Жители Йоги каждый год прочищали родники и озерцо, и потому вода там всегда была особенно чистой. Последним, уже в одиночку, озеро чистил Николай Худяев. После его смерти в начале 1970-х годов, озеро чистить перестали, а молиться туда некоторое время ходили одни старухи. В начале 1980-х годов озеро совсем заросло.

Месторасположение: Самарская обл., Похвистневский р-н, с. Большая Йога.

Ключи у Царева Кургана

Ключи текут из щебня на берегу пруда: с противоположного от Христорождественской церкви склона кургана. Это старинная забытая святыня. Местные жители ничего не могут сказать о происхождении родничков, но знают точно, что вода из них целебная. Один из родничков считается холодным, другой теплым, хотя вода из них одинаково холодна и расположены они в нескольких сантиметрах друг от друга. Помогает вода при суставных болезнях. Воду из этих родничков многие набирают впрок, и говорят, что она не портится по полгода и больше.

Месторасположение: Самарская обл., Красноярский р-н, пос. Волжский.

Казанско-Богородицкий источник в с. Съезжем

Этот источник — самый знаменитый из всех почитаемых источников на территории Самарской области. К нему 21 июля, в день празднования в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, до сих пор собираются сотни паломников, даже издалека (уже много лет к озерцу в Съезжее приезжают паломники из Москвы, из Риги, с Кавказа. Есть почитатели озера, которые ежегодно едут в Съезжее поклониться Казанской иконе Богоматери целыми семьями).

Съезжее — старинное село мордва-эрзя, переселившихся в первой половине XVIII века из-под Пензы, но Богородицкое озерцо стало местом поклонения сравнительно недавно.

В январе 1958 года работница свинофермы Зоя в четыре часа утра спускалась к проруби в безымянном тогда озерце набрать воды и вдруг увидела над озером в воздухе сияющий, чуть затуманенный Казанский образ Божией Матери. Богородица смотрела прямо в глаза Зое. Свинарка побежала по селу и с криком стучала в ворота — вскоре на берегу озера собралась толпа людей, но чудесный образ уже исчез. В последующие дни несколько человек снова видели над водой образ Богородицы. С этого времени у озера начались молебны в празднование иконы Пресвятой Богородицы.

В 1959—1963-х годах у озера происходили особенно жаркие столкновения с властями: собирались толпы верующих в несколько тысяч человек. В Съезжем несколько женщин были арестованы. Два раза, в 1959 и 1960 годах, толпа бунтовала, когда милиция пыталась схватить какого-то седобородого проповедника и женщину в черном платье, торгующую иконами. Власти пытались уничтожить озеро: сначала в него стали сливать отходы свинофермы, а потом (в 1962 или 1963 году) травили озерную воду дизельным топливом, заливали туда бидонами карболку, из-за чего в селе дохла скотина, которую поили озерной водой.

Сейчас озеро в Съезжем по-прежнему славится, и в Богородицын день к нему съезжаются люди. Говорят, что вода из этого озера особенно помогает параличным, если они все время молят Божию Матерь об исцелении.

Месторасположение: Самарская обл., Богатовский р-н, с. Съезжее.

Никольский родник

Знаменский Никольский родник — одно из самых известных святых мест в Самарской области. К нему на Николу летнего, 22 мая, съезжаются в последние годы сотни верующих помолиться святому Николаю Чудотворцу. Ключ бьет из-под корней и образует небольшой ручей-водопад. В начале века к роднику съезжались молиться на летнего Николу со всех поволжских губерний.

Продолжали собираться у родничка и в 50—60-е годы прошлого века. Власти всеми силами пытались прекратить моления. Преследования закончились лишь весной 1990 года. Тогда по распоряжению сельсовета родник расчистили, восстановили сруб, устроили скамейку и столик. Прежнюю большую часовню во имя святого Николая разрушили в 1931 году.

Месторасположение: Самарская обл., с. Знаменка.

Никольский родник

В последние годы Мухановский родник во имя святителя Николая собирает на летнего Николу множество паломников, к нему приезжают издалека. Муханово — старинная усадьба известного дворянского рода Мухановых.

Месторасположение: Самарская обл., Кинель-Черкасский р-н, с. Муханово.



Источник: http://svjatyni.ru/index.php?j=bok&r=wiw2&kh=441
Категория: Мои статьи | Добавил: mishaputin (26.12.2010)
Просмотров: 2199 | Теги: михаил мещеряков, чудотворные источники, самарская епархия, село усолье | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]