Никольский родник в Каменной Чаше
Сильный студеный ключ в Жигулях, в урочище Каменная Чаша, давно и
очень широко известен. Это объект, внесенный во все туристические
справочники еще с 1930-х годов, одна из главных достопримечательностей
Жигулевского заповедника.
Никольский родник в Каменной Чаше — сильный студеный ключ. Родник
считается чудотворным, находящимся под покровительством св. Николая
Чудотворца. По местным преданиям, св. Николай появлялся здесь раньше в
образе невысокого седого старичка в вышитой рубахе и лаптях. В с.
Ширяево до сих пор на поминках поют старинные духовные стихи,
посвященные св. Николаю. Два ключа у Царева Кургана называют теплым и
холодным, хотя вода в них одинаково холодная. Вода, не портящаяся по
полгода и больше, считается целебной, помогающей при болезнях суставов.
Каждое лето этот родник в горах, недалеко от поселка Солнечная
Поляна, посещают десятки тысяч туристов, и потому сейчас родник и все
урочище находятся в плачевном состоянии.
От Солнечной поляны к роднику идет исхоженная тропинка, а сам родник заключен в трубу.
Но еще раньше, с давних времен, этот родник считали чудотворным —
он находится под покровительством св. Николая Угодника. Хранительницами
родника считаются читалки-богомолки села Ширяево — это одно из
старейших русских сел Самарской земли, упоминается оно в летописях с
середины XVI века под названием Ширяев Буерак. Сейчас в Ширяево — 7
богомолок. Они особенно ревностно почитают св. Николу Чудотворца — как
своего личного покровителя, помощника. По местным верованиям, св.
Николай появлялся раньше в этих местах в образе невысокого седого
старичка в вышитой рубашке и в лаптях. Он помогает женщинам, попавшим в
трудные ситуации: одну из ширяевок он спас от насильников в безлюдном
месте, многим являлся во сне в архиерейском облачении, как на иконе. В
Ширяево еще поют на поминках старинные духовные стихи: два из них
посвящены св. Николаю. На Николу летнего, 22 мая, у родника служили
молебны.
Богородицкие родники на горе Шихан
Гора Шихан — довольно высокая гора, недалеко от эрзянского села
Большая Йога (сейчас пишут — Ега) на юге Похвистневского района. Село
основано в 1755 году. Тогда из Пензенского воеводства сразу целое
эрзянское село Йога было переселено по воле начальства на границу — на
реку Кинель. Шихан зарос густым лесом (по-эрзянски Шихан и значит:
лес-гора). Где-то в лесу на горе можно найти остатки каменных строений —
местные жители говорят, что там то ли Степан Разин укрывался (в тех
местах он, впрочем, не бывал), то ли стояла какая-то татарская крепость.
В XIX веке на горе прятались разбойники, а в 1940-х годах — дезертиры.
На самой вершине бьет несколько маленьких ключей, и они
образовали во впадине небольшое озеро. Это озеро всегда — сколько село
стоит — чтили как святыню, как особое, чудесной силой обладающее место.
Как-то это озеро связывают сейчас с именем Богородицы, но почему — никто
не говорит толком.
Еще на памяти стариков из Большой Еги, как в 1910— 1920-е годы по нескольку раз в год на Шихан устраивались крестные ходы.
Особенно усердно ходили молиться в засуху: на Шихан-озеро дождя у Богородицы просить.
В засуху собирались всем селом; с иконами, с хоругвями, во главе
со священником обходили поля, а потом клали на блюдо хлеб, на хлеб —
соль и всем крестным ходом поднимались на Шихан. Там служили молебен.
Хлеб и соль ставили на особый моленный камень. Потом спускались с горы и
еще один молебен служили в лесу под горой, на старом кладбище — там
можно было заметить заросшие холмики и сгнившие кресты от могил.
Устраивали на Шихан крестные ходы и из соседних сел, сплошь
населенных мордвой-эрзей — из Красных Ключей, Большого и Малого Толкаев,
из Среднего Аверкина, из Чекалинки.
Хранили родники молитвенники и богомолки из Большой Йоги.
Последним хранителем был богомольный мужик Николай Аверьянович
Худяев (по прозвищу дядя Кокша). Он в 1960-х годах обновил камень или
даже поставил новый.
Жители Йоги каждый год прочищали родники и озерцо, и потому вода
там всегда была особенно чистой. Последним, уже в одиночку, озеро чистил
Николай Худяев. После его смерти в начале 1970-х годов озеро чистить
перестали, а молиться туда некоторое время ходили одни старухи. В начале
1980-х годов озеро совсем заросло травой, оставшиеся оконца покрылись
тиной. Потом на горе, в лесных склонах, поселилось стадо кабанов,
пришедшее из сгоревших оренбургских лесов, и ходить на гору совсем
перестали. Последние 7—8 лет никто из местных жителей туда не ходит.
Ключи у Царева Кургана
Два маленьких ключа бьют у подножия Царева Кургана, в центре
знаменитой Большой Царевщины в Красноярском районе (переименованной в
1970-е годы в поселок Волжский). Ключи текут из щебня на берегу пруда: с
противоположного от Христорождественской церкви склона кургана.
Это — старинная, забытая святыня. Местные жители ничего не могут
сказать о родничках, но знают точно, что вода из них — целебная.
Помогает вода при суставных болезнях. От былой славы родничков остались
туманные слухи: якобы на горе несколько веков назад на Кургане, на самой
вершине, стоял какой-то монастырь, и эту воду пили праведные монахи. На
зверски исковырянном сейчас Царевом Кургане монастыря не было, хотя
служебные строения рязанского Сторожевского Св. Саввы монастыря,
подворье которого владело этими местами в XVII веке, стоять могли.
Местный приходской священник отец Владимир Назаров уверен, что,
если Бог даст, древняя чудотворная слава малых родничков под Царевым
Курганом будет восстановлена.
В 1940-х годах воду из родничков по особому водопроводу качали в царевщинские исправительные колонии.
Этот водопровод давно уже не работает. Но воду из родничков многие набирают, и, говорят, она не портится по полгода и больше.
Казанско-Богородицкий источник в селе Съезжее
Казанско-Богородицкий источник в с. Съезжее выглядит как
небольшое озеро. Он самый знаменитый в Самарской области. В январе 1958
года здесь несколько раз наблюдали сияющий образ Казанской Божией
Матери.
К нему 21 июля, вдень Казанской иконы Пресвятой Богородицы, до
сих пор собираются сотни паломников. Уже много лет к озерцу в Съезжее
приезжают паломники из Москвы, из Риги, с Кавказа. Есть почитатели
озера, которые ежегодно едут в Съезжее поклониться Казанской иконе
Богоматери целыми семьями.
Съезжее — старинное село, коренное население его — мордва-эрзя,
переселившиеся в первой половине XVIИ века из-под Пензы в самарские
степи. Богородицкое озерцо у Съезжего стало местом поклонения
сравнительно недавно. Оно находится на окраине села, на отшибе — узкое,
извилистое, раньше оно тянулось метров на четыреста, теперь же сильно
обмелело и наполовину заросло тиной.
В январе 1958 года работница свинофермы Зоя в четыре часа утра
спускалась к проруби в безымянном тогда озерце — набрать воды. И вдруг
увидела над озером в воздухе сияющий, чуть затуманенный образ Казанской
Божией Матери. Богородица смотрела прямо в глаза Зое. Свинарка побежала
по селу и с криком стучала в ворота — вскоре на берегу озера собралась
толпа людей, но чудесный образ уже исчез. В последующие дни несколько
человек снова видели над водой образ Богородицы. С этого времени у озера
начались молебны в праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
В 1959— 1963 годах у озера происходили особенно жаркие
столкновения с властями: собирались толпы верующих в несколько тысяч
человек, их пытались разгонять — к озеру во время молебна приезжали
председатель сельсовета Прокофьева, начальник районной милиции, суровые
люди в штатском из Куйбышева. В Съезжем несколько женщин были
арестованы. Два раза, в 1959 и 1960 годах, толпа бунтовала, когда
милиция пыталась схватить какого-то седобородого проповедника и женщину в
черном платье, торгующую иконами. На крик «Православные, на помощь!»
мужики стенкой шли на милицию и вырывали из их рук арестованных. Власти
пытались — по инициативе А. Прокофьевой — уничтожить озеро: сначала в
него стали сливать отходы свинофермы, а потом (в 1962 или 1963 г.)
травили озерную воду дизельным топливом, заливали туда бидоны карболки —
от чего в селе потом дохла скотина, которую поили озерной водой.
Сейчас озеро в Съезжем по-прежнему славится, и в Богородицын день
к нему съезжаются люди. Говорят, что вода из этого озера помогает
особенно парализованным, если они все время молят Божию Матерь об
исцелении.
Хранительницы озерца — местные старушки читалки, их в Съезжем сейчас около десяти.
Богородицкий родник на горе Маяк
Родник на горе Маяк — одно из самых загадочных святых мест
Самарской области. Впрочем, находится он на границе Челно-Вершинского
района, в 8—10 километрах от села Сиделькино - скорее всего, уже на
территории Татарстана. Эти места раньше входили в Чистопольский уезд
Казанской губернии и присоединены были к Куйбышевской области только в
1930-е годы.
Известно о роднике на горе Маяк очень немногим — только в селах
Сиделькино и Старом Эштебенькино. Это старые села, основанные триста лет
назад. В этих селах веками вместе живут русские, считающие себя
потомками донских казаков, мордва-эрзя, чуваши, татары — во многих
семьях еще под иконами в красном углу в потайных сундучках хранятся
идолы-ирихи. Есть в этих селах старообрядцы — сейчас их осталось
несколько семейств, они принадлежат к Спасову толку и к
древлеправославной церкви. Именно они и почитают особо Маяцкий родник —
многие его зовут Кулугурским моляном. Добираться до родника трудно —
через горы Матросский Угол и Волчья Карта, по лесной чаще — дороги туда
нет. В этих местах, на правой окраине обширного Тарханского леса,
водятся волки и кабаны, и особенно кишат в оврагах гадюки. Мордва и
чуваши считают, что гадюки и охраняют святые места от чужих.
Староверы и многие православные отправляются на Маяк в ночь на
Троицу — с иконами, молиться об усопших, особенно о тех, кто умер в
грехах и без покаяния. Вода с Маяка — очень холодная, прозрачная — «бела
вода», как в Сиделькино зовут, считается святой и предохраняет от
дурного глаза. Считается, что колдуны ее боятся.
Родник этот не связывают с каким-либо чудесным явлением (а может
быть, не хотят говорить про чудеса), но каким-то образом он находится
под покровительством Богородицы.
Раньше, как говорят, на роднике стояла кулугурская (то есть
старообрядческая) часовенка, потом она сгнила и развалилась, а новой не
поставили. Особенно же почитают чудесные камни из того родника.
Старообрядцы ищут на них таинственные знаки.
Никольский родник у Знаменки
Знаменский родник сейчас — одно из самых известных святых мест в
Самарской области. К нему на Николу летнего, 22 мая, съезжаются в
последние годы сотни верующих помолиться св. Николаю Чудотворцу. Родник
находится на окраине леса, в двух километрах от старинного русского села
Знаменка, основанного переселенцами из Нижегородской губернии в 1820-х
годах. К роднику идет тропинка по крутому спуску среди деревьев. Сам
ключ бьет из-под корней и образует небольшой ручей-водопад.
Близлежащее село Знаменка хранило родник в прошлом веке. Сейчас
это дачный поселок на берегу Кутулукского водохранилища в Богатовском
районе. В поселке местных, коренных крестьянских родов осталось только
три семьи. Раньше недалеко от родника располагалась в овраге усадьба
старинного дворянского рода Осоргиных, а по соседству — дворян Беловых.
Обе усадьбы сейчас уже исчезли полностью.
Хранительницы родника сейчас — трое очень старых (всем за 80 лет)
богомолок села Беловки Богатовского района в семи километрах от
родника. Есть хранительницы и среди двух десятков богомолок сел
Аверьяновки и Арзамасцевки.
Неизвестно когда, но по крайней мере не позже 1870-х годов, в
этом роднике под водой явилась чудотворная икона Св. Николая
Мирликийского. Как рассказывают, сначала эту икону нашла в роднике
старушка, которая пасла здесь коров, и отнесла домой. Но икона исчезла
сама собой из красного угла и очутилась опять в роднике. Ее нашли
пастухи и отнесли в Знаменку богатому мужику. От мужика икона снова ушла
в родник. Богатый, очень богомольный мужик Алексей Иванович тогда
поднял икону из родника и построил над родником часовню, а вокруг
родника — дубовый колодезь.
В начале века к роднику съезжались молиться на летнего Николу со
всех поволжских губерний, а причт села Знаменка благодаря этому считался
одним из самых богатых в Самарской епархии.
Продолжали собираться к родничку в 50—60-х годах XX века. Тогда
власти пытались прекратить моления. На Николу в мае к Знаменке из Самары
присылали конную милицию. С утра свозили комсомольцев с окрестных
колхозов (молодых ребят специально снимали с работы, хотя стояла горячая
пора сева). Они располагались вокруг родника с гитарами, пили вино и
нападали на богомольцев, толкали старух, матерно ругались, плевали в
родник. Несколько раз по распоряжению знаменского председателя родник
полностью заваливали мусором, бросали туда дохлых кур особенно
непримиримо сражавшегося против родника, позднее разбил жестокий
паралич, а атеист-учитель, выступавший в нетрезвом состоянии с лекциями,
сошел с ума.
Преследования прекратились весной 1990 года. Тогда по
распоряжению сельсовета родник быстро расчистили (присылали для этого
солдат). Восстановили сруб, устроили скамейку и столик, поставили
колодезный домик с вешалкой для полотенец (богомолки именуют его
часовенкой). Прежнюю большую часовню Св. Николая разрушили в 1931 году.
Но икона, как говорят беловские старушки, сохранилась —
чудотворный образ берегла богомолка баба Нюра Федорова, старше 90 лет,
родом из Знаменки — она увезла спрятанный образ с собой в Беловку. В
1970— 1980-е годы богомолки собирались по вечерам у нее дома, ставили
чудотворный образ на стол и молились святителю Николаю.
Богородицкий «Взыскания Погибших» родник в Русской Селитьбе
С 1990 года у родника служат молебны на летнего Николу священники из Кинель-Черкасс и из Борского.
Село с чудесным именем Русская Селитьба находится на севере
Красноярского района. В 1990 году в селе восстановлен хорошо
сохранившийся каменный храм. По одной из улиц села течет родниковый
ручей, родник бьет прямо среди дороги: поместному улицу так и зовут —
Ручей, или Родник. В этом ручье в начале века явилась чудотворная икона
Божией Матери «Взыскание погибших». У истока родника устроили часовню
(сломана в 1932 г.). Судьба этой иконы очень сложна: все сходятся на
том, что она сохранилась, но говорят о ее судьбе по-разному. Одна из
престарелых богомолок, живущая у ручья, говорит, что чудотворная икона у
нее дома: и действительно, в ее избе, в красном углу, стоит небольшой
образ Божией Матери «Взыскание погибших», хорошего Фряжского письма.
Но большая часть верующих говорит, что в 1960-х годах чудотворную
икону спрятала и увезла в Куйбышев селитьбинская келейница, уже
покойная. Она в 1970-х годах подарила этот образ Высокопреосвященнейшему
Иоанну, архиепископу Самарскому. Этот образ долго был в архиерейском
доме у владыки Иоанна. В 1989 году он отдал его на реставрацию о.
Владимиру Назарову, известному иконописцу и реставратору. Уезжая на
Петербургскую кафедру, митрополит Иоанн оставил образ о. Владимиру —
сейчас он находится в Христорождественском храме в Большой Царевщине.
Отец Владимир эту версию подтверждает. Надо отметить, что в 12
километрах от Русской Селитьбы находился Свято-Троицкий Раковский
женский монастырь, а там до 1922 года хранилась величайшая святыня
Самарской епархии — чудотворный образ Божией Матери «Взыскание
погибших», приплывший в XVII веке по Волге в Саратов и 200 лет
хранившийся в дворянском роде Кадышевых (последняя представительница
этого рода стала первой игуменьей монастыря). Образ этот сейчас
находится в Покровском соборе в Самаре.
Никольский родник у Муханова
В последние годы Мухановский родник во имя святителя Николая
собирает налетнего Николу множество паломников. Муханово — старинная
усадьба известного дворянского рода Мухановых.
Сейчас это небольшое село превратилось в пригородную окраину
растущего города нефтяников Отрадного в Кинель-Черкасском районе. Родник
бьет в овраге, в нескольких километрах от Муханова.
Как говорят, в начале 1930-х годов, как раз когда рушили церкви, в
Муханово в одном из домов обновился и засиял старый образ св. Николая
Мирликийского. Потом этот образ нашли в воде родника. Про этот родник
знают богомолки в По-хвистневском районе, но вот в самом городе Отрадном
про него люди почти ничего не знают. |