Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ЧУДОТВОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ САМАРСКОЙ ЕПАРХИИ

ЧУДОТВОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ САМАРСКОЙ ЕПАРХИИ

В Самарской области сохранилось много целебных святых источников, о которых известны удивительные факты и легенды. К источникам здесь издревле относились с огромным почитанием, что отразилось даже в названиях сел и деревень: село Ключи, деревня Два Ключа, поселок Новоключевский, деревня Семь Ключей...

Краеведы подсчитали, что в одном только Исаклинском районе — 144 родника, имеющих свое название, и множество мелких безымянных родничков. Об источниках сохранилось много преданий. Одно из них гласит о том, что в свое время солдаты Преображенского полка, получившие землю и основавшие д. Преображенка, возили воду из Исаклинского источника к столу императрицы Екатерины. Население же Исаклов в 1905 году состояло из потомков переселенных при Петре I стрельцов, использовавших для питья родниковую воду в окрестностях реки Исаклинка, которая была чистой, мягкой, вкусной.

Святой источник с. Старое Вечканово

В окрестностях села Старое Вечканово очень много родников. И с одного из них начинается «речка детства» многих старовечкановцев маленькая Базьма. В переводе с мордовского языка Базьма — «речка с теплым, илистым дном, болотная речка». Начало реке дают несколько родников, часть из которых (верхние родники) бьют со дна пруда. Шесть жил выбивают ниже.

В народе считают, что количество родников и колодцев взаимосвязано с количеством звезд на небе, поэтому старики говорят: «Хочешь зажечь свою звезду на небе — выкопай колодец или очисти родник».

В наше время на окраине села появился красивый архитектурный комплекс, подчеркивающий красоту святого источника, куда на Крещение приезжают сотни людей.

Там, где стоит Дом культуры, раньше находилась Вечкановская церковь. А недалеко от нее — колодец и родничок «Церькувань лисьма» («Церковный источник»). В 1949 году церковь снесли, источники сровняли с землей. Со временем колодец был восстановлен, а родничок время от времени начинает пробиваться в разных местах. Одна жилка воды выбивает недалеко от дороги, под тополями. Местные краеведы расчистили ее русло, но открыть сам родник им не удалось. Зато они осушили часть заболоченного берега, благоустроили колодец.

Мощный родник вытекает под берегом недалеко от дома Славкина Бориса. Родник так и называется — «Борисэнь-лисьма». Сейчас он занесен илом, кругом болото.

По землям местного колхоза протекают река Сок и речки: Базьма, Черная речка, Пичелей, Граньлей, Лепелей. Их подпитывает множество родников. Часть из них: «Багорский родник», «Тибринский родник», «Эрьке-лисьма» («Родник-озеро») являются действующими. А «Чапамо лисьма» («Кислый родник»), «Эрямо лисьма» и десяток родников вдоль Вязьмы заилены, заболочены. Эти родники постепенно исчезают с лица земли, и задача местных жителей — возродить их к жизни.

Святой родник в с. Новое Ганькино

Место возле Святого родника в с. Новое Ганькино считается историческим. Много лет назад человек по имени Канек построил около этого родника свое жилише. Отсюда и берет свое начало село Новое Ганькино.

Этот родник считается в селе главным из всех родников, а Святым он называется потому, что каждый год на праздник Крещения священник своими молитвами освящает воду в этом источнике, которая считается целебной. При химическом анализе воды Святого родника обнаружилось, что она минерализированная.

Святой родник — самый благоустроенный родник. Беседка у родника — любимое место отдыха местных жителей, а по вечерам здесь собирается молодежь.

Холодный родник с. Новое Ганькино

Еще один родник находится за пределами Нового Ганькина. Он называется «Сиве дал», что в переводе с чувашского языка означает «Холодный родник». Это название под стать роднику. Источник находится на самом дне глубокого оврага, на склонах которого растет множество деревьев, и поэтому туда даже в солнечный летний день не проникает свет. Также известен местным жителям Цыганский родник, который получил свое название потому, что здесь в былые времена останавливался цыганский табор.

Родники С. Ключи

Уже само название Ключи свидетельствует о том, что в этом селе много родников.

Центральным родником является источник, который называется «Баранов ключ». Это название произошло от фамилии семьи Барановых, потомки которой до сих пор живут около родника. Баранов ключ сам по себе небольшой родник, но его окружают красивые деревья-великаны, которым уже несколько десятков лет. На крещенские праздники все село приходит на «Баранов ключ» за водой. Ключевские жители любят этот родник и гордятся им, а местные школьники мечтают, чтобы он стал еще краше.

В Ключах еще во времена советской власти был маслозавод, построенный около родника. Маслозаводские рабочие пользовались родниковой водой. Однажды один из работников шел домой, а в руках у него был сыр. По дороге он споткнулся и уронил сыр в родник. С тех пор у родника и появилось название Сырный.

Рассыпной родник, по словам местных старожилов, получил свое название по фамилии барина Россыпь, который его нашел. А было это так. Как-то барин, проехавший долгий путь, остановился на привале отдохнуть. Солнышко припекало нещадно, и сильная жажда одолела его. Стал он оглядываться вокруг и вдруг увидел недалеко в овражке небольшую струйку воды, выбивающуюся из расщелины в земле. Недолго думая, взял барин острый камень и стал понемногу раскапывать, расчищать дорогу ручейку. Вот так и появился в селе родник, названный в честь барина Рассыпным.

«Филиппов ключ» получил свое название в честь богатого барина Филиппова, поместье которого стояло возле источника. Этот родник барин отгородил и пользовался родниковой водой только сам, не подпуская к источнику местных жителей. Ключевские старожилы вспоминают, как летними вечерами барин Филиппов подолгу засиживался у родника, наслаждаясь журчанием воды.

Казанско-Богородицкий родник на горе Варга

Лесная гора Варга стоит в сравнительно глухих местах — на стыке Шенталинского и Челно-Вершинского районов, в нескольких километрах от старинного мордовского села Токмакла. Ближайшие к горе селения — почти пустые сейчас деревни Калиновка и Волчья. Сильный холодный ключ бьет на вершине горы, из чащи, а по склону по неглубокому руслу течет родниковый ручей, вода которого обладает целебной силой. Этот источник посвящен иконе Казанской Богородицы.

В начале 1870-х годов токмаклинские бабы, собиравшие ягоду, нашли прямо в воде на дне ручья икону Богородицы. Бабы сочли икону потерянной кем-то и продали ее местной помещице из деревни Волчья, престарелой вдове генерал-майора госпоже Мезенцевой — помещица была известна своей набожностью. Вскоре ей было открыто во сне, что икона Богородицы, найденная в роднике, — нерукотворная, а сам родник находится под особым покровительством Пресвятой Богородицы и вода его способна исцелять. В ближайший праздник Богоматери Казанской по просьбе генеральши причт из Токмаклы совершил у родника на горе молебен, а потом помещица построила у ручья небольшую часовню, в которую и поместила найденную икону.

Родник на Варге раньше не был особенно знаменит — к нему шли на поклон в основном местные жители из Самарского и Бугульминского уездов, иногда — из Казанской губернии. До родника богомольцам было трудно добираться — по заросшим черным лесом холмам, за несколько верст от ближайших деревень. В 1931 или 1932 году токмаклинские комсомольцы разрушили часовню и родниковый сруб, а чудотворная икона исчезла. По смутным слухам, она хранилась еще в 1970-х годах у одной из богомольных старух в Калиновке или в Крепость-Кондурча. По неясной пока причине слава Варгинского родника с новой силой возродилась в 1948— 1949 годах: по северу Куйбышевской области и по Татарской АССР пошли слухи о множестве чудесных исцелений, и у родника стали ежегодно собираться на праздник Казанской Богородицы верующие.

С начала 1950-х годов у родника появились постоянные молитвенники-хранители: несколько пожилых женщин из окрестных сел — Волчьей, Калиновки, Токмаклы, Шенталы, Крепость-Кондурча и Кондурчи.

В эти годы источник на Варге стал особенно известен: к нему приезжали за целебной водой и помощью Пресвятой Богородицы больные из Ульяновской и Нижегородской областей, а эти области были богаты своими чудотворными родниками. В праздник Казанской Богородицы у Варги собиралось до тысячи верующих, и ежегодно 21 июля к Варге высылали сильные наряды милиции, которые пытались перекрыть лесные дорожки и просеки, а из райцентров на автобусах везли активистов для атеистической пропаганды. В 1950-е годы у источника очень часто случались чудесные исцеления, о которых рассказывали по всему Поволжью. О чудесах на горе Варга ходило еще в 1970-е годы несколько рукописных повестей — от прихода к приходу.

К началу 1980-х годов слава Богородицкого родника на Варге несколько приутихла, и сейчас этот источник снова посещается в основном старушками и стариками из ближайших мордовских сел.

организация банкетов

Никольский родник в Каменной Чаше

Сильный студеный ключ в Жигулях, в урочище Каменная Чаша, давно и очень широко известен. Это объект, внесенный во все туристические справочники еще с 1930-х годов, одна из главных достопримечательностей Жигулевского заповедника.

Никольский родник в Каменной Чаше — сильный студеный ключ. Родник считается чудотворным, находящимся под покровительством св. Николая Чудотворца. По местным преданиям, св. Николай появлялся здесь раньше в образе невысокого седого старичка в вышитой рубахе и лаптях. В с. Ширяево до сих пор на поминках поют старинные духовные стихи, посвященные св. Николаю. Два ключа у Царева Кургана называют теплым и холодным, хотя вода в них одинаково холодная. Вода, не портящаяся по полгода и больше, считается целебной, помогающей при болезнях суставов.

Каждое лето этот родник в горах, недалеко от поселка Солнечная Поляна, посещают десятки тысяч туристов, и потому сейчас родник и все урочище находятся в плачевном состоянии.

От Солнечной поляны к роднику идет исхоженная тропинка, а сам родник заключен в трубу.

Но еще раньше, с давних времен, этот родник считали чудотворным — он находится под покровительством св. Николая Угодника. Хранительницами родника считаются читалки-богомолки села Ширяево — это одно из старейших русских сел Самарской земли, упоминается оно в летописях с середины XVI века под названием Ширяев Буерак. Сейчас в Ширяево — 7 богомолок. Они особенно ревностно почитают св. Николу Чудотворца — как своего личного покровителя, помощника. По местным верованиям, св. Николай появлялся раньше в этих местах в образе невысокого седого старичка в вышитой рубашке и в лаптях. Он помогает женщинам, попавшим в трудные ситуации: одну из ширяевок он спас от насильников в безлюдном месте, многим являлся во сне в архиерейском облачении, как на иконе. В Ширяево еще поют на поминках старинные духовные стихи: два из них посвящены св. Николаю. На Николу летнего, 22 мая, у родника служили молебны.

Богородицкие родники на горе Шихан

Гора Шихан — довольно высокая гора, недалеко от эрзянского села Большая Йога (сейчас пишут — Ега) на юге Похвистневского района. Село основано в 1755 году. Тогда из Пензенского воеводства сразу целое эрзянское село Йога было переселено по воле начальства на границу — на реку Кинель. Шихан зарос густым лесом (по-эрзянски Шихан и значит: лес-гора). Где-то в лесу на горе можно найти остатки каменных строений — местные жители говорят, что там то ли Степан Разин укрывался (в тех местах он, впрочем, не бывал), то ли стояла какая-то татарская крепость. В XIX веке на горе прятались разбойники, а в 1940-х годах — дезертиры.

На самой вершине бьет несколько маленьких ключей, и они образовали во впадине небольшое озеро. Это озеро всегда — сколько село стоит — чтили как святыню, как особое, чудесной силой обладающее место. Как-то это озеро связывают сейчас с именем Богородицы, но почему — никто не говорит толком.

Еще на памяти стариков из Большой Еги, как в 1910— 1920-е годы по нескольку раз в год на Шихан устраивались крестные ходы.

Особенно усердно ходили молиться в засуху: на Шихан-озеро дождя у Богородицы просить.

В засуху собирались всем селом; с иконами, с хоругвями, во главе со священником обходили поля, а потом клали на блюдо хлеб, на хлеб — соль и всем крестным ходом поднимались на Шихан. Там служили молебен. Хлеб и соль ставили на особый моленный камень. Потом спускались с горы и еще один молебен служили в лесу под горой, на старом кладбище — там можно было заметить заросшие холмики и сгнившие кресты от могил.

Устраивали на Шихан крестные ходы и из соседних сел, сплошь населенных мордвой-эрзей — из Красных Ключей, Большого и Малого Толкаев, из Среднего Аверкина, из Чекалинки.

Хранили родники молитвенники и богомолки из Большой Йоги.

Последним хранителем был богомольный мужик Николай Аверьянович Худяев (по прозвищу дядя Кокша). Он в 1960-х годах обновил камень или даже поставил новый.

Жители Йоги каждый год прочищали родники и озерцо, и потому вода там всегда была особенно чистой. Последним, уже в одиночку, озеро чистил Николай Худяев. После его смерти в начале 1970-х годов озеро чистить перестали, а молиться туда некоторое время ходили одни старухи. В начале 1980-х годов озеро совсем заросло травой, оставшиеся оконца покрылись тиной. Потом на горе, в лесных склонах, поселилось стадо кабанов, пришедшее из сгоревших оренбургских лесов, и ходить на гору совсем перестали. Последние 7—8 лет никто из местных жителей туда не ходит.

Ключи у Царева Кургана

Два маленьких ключа бьют у подножия Царева Кургана, в центре знаменитой Большой Царевщины в Красноярском районе (переименованной в 1970-е годы в поселок Волжский). Ключи текут из щебня на берегу пруда: с противоположного от Христорождественской церкви склона кургана.

Это — старинная, забытая святыня. Местные жители ничего не могут сказать о родничках, но знают точно, что вода из них — целебная. Помогает вода при суставных болезнях. От былой славы родничков остались туманные слухи: якобы на горе несколько веков назад на Кургане, на самой вершине, стоял какой-то монастырь, и эту воду пили праведные монахи. На зверски исковырянном сейчас Царевом Кургане монастыря не было, хотя служебные строения рязанского Сторожевского Св. Саввы монастыря, подворье которого владело этими местами в XVII веке, стоять могли.

Местный приходской священник отец Владимир Назаров уверен, что, если Бог даст, древняя чудотворная слава малых родничков под Царевым Курганом будет восстановлена.

В 1940-х годах воду из родничков по особому водопроводу качали в царевщинские исправительные колонии.

Этот водопровод давно уже не работает. Но воду из родничков многие набирают, и, говорят, она не портится по полгода и больше.

Казанско-Богородицкий источник в селе Съезжее

Казанско-Богородицкий источник в с. Съезжее выглядит как небольшое озеро. Он самый знаменитый в Самарской области. В январе 1958 года здесь несколько раз наблюдали сияющий образ Казанской Божией Матери.

К нему 21 июля, вдень Казанской иконы Пресвятой Богородицы, до сих пор собираются сотни паломников. Уже много лет к озерцу в Съезжее приезжают паломники из Москвы, из Риги, с Кавказа. Есть почитатели озера, которые ежегодно едут в Съезжее поклониться Казанской иконе Богоматери целыми семьями.

Съезжее — старинное село, коренное население его — мордва-эрзя, переселившиеся в первой половине XVIИ века из-под Пензы в самарские степи. Богородицкое озерцо у Съезжего стало местом поклонения сравнительно недавно. Оно находится на окраине села, на отшибе — узкое, извилистое, раньше оно тянулось метров на четыреста, теперь же сильно обмелело и наполовину заросло тиной.

В январе 1958 года работница свинофермы Зоя в четыре часа утра спускалась к проруби в безымянном тогда озерце — набрать воды. И вдруг увидела над озером в воздухе сияющий, чуть затуманенный образ Казанской Божией Матери. Богородица смотрела прямо в глаза Зое. Свинарка побежала по селу и с криком стучала в ворота — вскоре на берегу озера собралась толпа людей, но чудесный образ уже исчез. В последующие дни несколько человек снова видели над водой образ Богородицы. С этого времени у озера начались молебны в праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

В 1959— 1963 годах у озера происходили особенно жаркие столкновения с властями: собирались толпы верующих в несколько тысяч человек, их пытались разгонять — к озеру во время молебна приезжали председатель сельсовета Прокофьева, начальник районной милиции, суровые люди в штатском из Куйбышева. В Съезжем несколько женщин были арестованы. Два раза, в 1959 и 1960 годах, толпа бунтовала, когда милиция пыталась схватить какого-то седобородого проповедника и женщину в черном платье, торгующую иконами. На крик «Православные, на помощь!» мужики стенкой шли на милицию и вырывали из их рук арестованных. Власти пытались — по инициативе А. Прокофьевой — уничтожить озеро: сначала в него стали сливать отходы свинофермы, а потом (в 1962 или 1963 г.) травили озерную воду дизельным топливом, заливали туда бидоны карболки — от чего в селе потом дохла скотина, которую поили озерной водой.

Сейчас озеро в Съезжем по-прежнему славится, и в Богородицын день к нему съезжаются люди. Говорят, что вода из этого озера помогает особенно парализованным, если они все время молят Божию Матерь об исцелении.

Хранительницы озерца — местные старушки читалки, их в Съезжем сейчас около десяти.

Богородицкий родник на горе Маяк

Родник на горе Маяк — одно из самых загадочных святых мест Самарской области. Впрочем, находится он на границе Челно-Вершинского района, в 8—10 километрах от села Сиделькино - скорее всего, уже на территории Татарстана. Эти места раньше входили в Чистопольский уезд Казанской губернии и присоединены были к Куйбышевской области только в 1930-е годы.

Известно о роднике на горе Маяк очень немногим — только в селах Сиделькино и Старом Эштебенькино. Это старые села, основанные триста лет назад. В этих селах веками вместе живут русские, считающие себя потомками донских казаков, мордва-эрзя, чуваши, татары — во многих семьях еще под иконами в красном углу в потайных сундучках хранятся идолы-ирихи. Есть в этих селах старообрядцы — сейчас их осталось несколько семейств, они принадлежат к Спасову толку и к древлеправославной церкви. Именно они и почитают особо Маяцкий родник — многие его зовут Кулугурским моляном. Добираться до родника трудно — через горы Матросский Угол и Волчья Карта, по лесной чаще — дороги туда нет. В этих местах, на правой окраине обширного Тарханского леса, водятся волки и кабаны, и особенно кишат в оврагах гадюки. Мордва и чуваши считают, что гадюки и охраняют святые места от чужих.

Староверы и многие православные отправляются на Маяк в ночь на Троицу — с иконами, молиться об усопших, особенно о тех, кто умер в грехах и без покаяния. Вода с Маяка — очень холодная, прозрачная — «бела вода», как в Сиделькино зовут, считается святой и предохраняет от дурного глаза. Считается, что колдуны ее боятся.

Родник этот не связывают с каким-либо чудесным явлением (а может быть, не хотят говорить про чудеса), но каким-то образом он находится под покровительством Богородицы.

Раньше, как говорят, на роднике стояла кулугурская (то есть старообрядческая) часовенка, потом она сгнила и развалилась, а новой не поставили. Особенно же почитают чудесные камни из того родника. Старообрядцы ищут на них таинственные знаки.

Никольский родник у Знаменки

Знаменский родник сейчас — одно из самых известных святых мест в Самарской области. К нему на Николу летнего, 22 мая, съезжаются в последние годы сотни верующих помолиться св. Николаю Чудотворцу. Родник находится на окраине леса, в двух километрах от старинного русского села Знаменка, основанного переселенцами из Нижегородской губернии в 1820-х годах. К роднику идет тропинка по крутому спуску среди деревьев. Сам ключ бьет из-под корней и образует небольшой ручей-водопад.

Близлежащее село Знаменка хранило родник в прошлом веке. Сейчас это дачный поселок на берегу Кутулукского водохранилища в Богатовском районе. В поселке местных, коренных крестьянских родов осталось только три семьи. Раньше недалеко от родника располагалась в овраге усадьба старинного дворянского рода Осоргиных, а по соседству — дворян Беловых. Обе усадьбы сейчас уже исчезли полностью.

Хранительницы родника сейчас — трое очень старых (всем за 80 лет) богомолок села Беловки Богатовского района в семи километрах от родника. Есть хранительницы и среди двух десятков богомолок сел Аверьяновки и Арзамасцевки.

Неизвестно когда, но по крайней мере не позже 1870-х годов, в этом роднике под водой явилась чудотворная икона Св. Николая Мирликийского. Как рассказывают, сначала эту икону нашла в роднике старушка, которая пасла здесь коров, и отнесла домой. Но икона исчезла сама собой из красного угла и очутилась опять в роднике. Ее нашли пастухи и отнесли в Знаменку богатому мужику. От мужика икона снова ушла в родник. Богатый, очень богомольный мужик Алексей Иванович тогда поднял икону из родника и построил над родником часовню, а вокруг родника — дубовый колодезь.

В начале века к роднику съезжались молиться на летнего Николу со всех поволжских губерний, а причт села Знаменка благодаря этому считался одним из самых богатых в Самарской епархии.

Продолжали собираться к родничку в 50—60-х годах XX века. Тогда власти пытались прекратить моления. На Николу в мае к Знаменке из Самары присылали конную милицию. С утра свозили комсомольцев с окрестных колхозов (молодых ребят специально снимали с работы, хотя стояла горячая пора сева). Они располагались вокруг родника с гитарами, пили вино и нападали на богомольцев, толкали старух, матерно ругались, плевали в родник. Несколько раз по распоряжению знаменского председателя родник полностью заваливали мусором, бросали туда дохлых кур особенно непримиримо сражавшегося против родника, позднее разбил жестокий паралич, а атеист-учитель, выступавший в нетрезвом состоянии с лекциями, сошел с ума.

Преследования прекратились весной 1990 года. Тогда по распоряжению сельсовета родник быстро расчистили (присылали для этого солдат). Восстановили сруб, устроили скамейку и столик, поставили колодезный домик с вешалкой для полотенец (богомолки именуют его часовенкой). Прежнюю большую часовню Св. Николая разрушили в 1931 году.

Но икона, как говорят беловские старушки, сохранилась — чудотворный образ берегла богомолка баба Нюра Федорова, старше 90 лет, родом из Знаменки — она увезла спрятанный образ с собой в Беловку. В 1970— 1980-е годы богомолки собирались по вечерам у нее дома, ставили чудотворный образ на стол и молились святителю Николаю.

Богородицкий «Взыскания Погибших» родник в Русской Селитьбе

С 1990 года у родника служат молебны на летнего Николу священники из Кинель-Черкасс и из Борского.

Село с чудесным именем Русская Селитьба находится на севере Красноярского района. В 1990 году в селе восстановлен хорошо сохранившийся каменный храм. По одной из улиц села течет родниковый ручей, родник бьет прямо среди дороги: поместному улицу так и зовут — Ручей, или Родник. В этом ручье в начале века явилась чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших». У истока родника устроили часовню (сломана в 1932 г.). Судьба этой иконы очень сложна: все сходятся на том, что она сохранилась, но говорят о ее судьбе по-разному. Одна из престарелых богомолок, живущая у ручья, говорит, что чудотворная икона у нее дома: и действительно, в ее избе, в красном углу, стоит небольшой образ Божией Матери «Взыскание погибших», хорошего Фряжского письма.

Но большая часть верующих говорит, что в 1960-х годах чудотворную икону спрятала и увезла в Куйбышев селитьбинская келейница, уже покойная. Она в 1970-х годах подарила этот образ Высокопреосвященнейшему Иоанну, архиепископу Самарскому. Этот образ долго был в архиерейском доме у владыки Иоанна. В 1989 году он отдал его на реставрацию о. Владимиру Назарову, известному иконописцу и реставратору. Уезжая на Петербургскую кафедру, митрополит Иоанн оставил образ о. Владимиру — сейчас он находится в Христорождественском храме в Большой Царевщине. Отец Владимир эту версию подтверждает. Надо отметить, что в 12 километрах от Русской Селитьбы находился Свято-Троицкий Раковский женский монастырь, а там до 1922 года хранилась величайшая святыня Самарской епархии — чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших», приплывший в XVII веке по Волге в Саратов и 200 лет хранившийся в дворянском роде Кадышевых (последняя представительница этого рода стала первой игуменьей монастыря). Образ этот сейчас находится в Покровском соборе в Самаре.

Никольский родник у Муханова

В последние годы Мухановский родник во имя святителя Николая собирает налетнего Николу множество паломников. Муханово — старинная усадьба известного дворянского рода Мухановых.

Сейчас это небольшое село превратилось в пригородную окраину растущего города нефтяников Отрадного в Кинель-Черкасском районе. Родник бьет в овраге, в нескольких километрах от Муханова.

Как говорят, в начале 1930-х годов, как раз когда рушили церкви, в Муханово в одном из домов обновился и засиял старый образ св. Николая Мирликийского. Потом этот образ нашли в воде родника. Про этот родник знают богомолки в По-хвистневском районе, но вот в самом городе Отрадном про него люди почти ничего не знают.



Источник: http://svjatyni.ru/index.php?j=bok&r=wiw2&kh=64
Категория: Мои статьи | Добавил: mishaputin (26.12.2010)
Просмотров: 2630 | Теги: мещеряков михаил, источники святые, самарская епархия, село усолье | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]